Добрый день всем! И вот мы в Восточном Меригаре, и сегодня начинается наш ретрит. Я уже сообщал вам, что будет учение по Дзогчен-упадеше, связанное с Ати Недзер, серией учений лонгсал. Важно помнить, что не нужно гоняться за названиями учений, а нужно проникать в их суть. Когда вы постигаете суть, вы должны интегрировать её в себя, иначе будет казаться, что вы участвуете в конференции. Если вы хотите следовать учению таким образом, лучше не выходить из дома и читать книгу. Этого может быть достаточно. Но когда вы едете на ретрит, вы получаете передачу, и благодаря этому вы чему-то учитесь и интегрируете. Тогда даже если вы узнаете лишь немногое, это станет полезным в вашей жизни. Вот в чём цель учения.
Мы стараемся делать всё возможное. В целом, я даю учение Дзогчен – не все учения являются Дзогченом, особенно в традиции буддизма, например, ваджраяна в тибетском буддизме. В ваджраяне есть сутра, тантра и всевозможные учения, но не Дзогчен. Я даю учение Дзогчен в целом, потому что, по моему опыту, когда мы ищем учение для реализации, а также для реализации чего-либо в нашей жизни, а не только в будущем, учение Дзогчен – это нечто самое важное из всего. Поэтому я следую и применяю Дзогчен.
Люди следуют учениям, в основном в Тибете, основываясь на том, как человек относится к традициям. Если вы связаны с одной из четырёх школ в вашем регионе, вашей семьёй и т.д., то вы следуете ей. Мне следовало бы следовать традиции Сакьяпа, если бы я следовал этому пути. В детстве я многому научился и изучил традицию Сакьяпа, поскольку моя семья и мой дом принадлежат к этой традиции. Но я понимаю, что мы следуем учению, чтобы достичь реализации, и за эту короткую жизнь оно приносит пользу нашему обществу. После многих лет изучения философии и буддийской традиции я обнаружил, что учение Дзогчен — самое важное. Поэтому я следую учению Дзогчен, и не только для себя, но и когда я начал учить на Западе, я знал, что люди заинтересованы в достижении реализации и получении пользы для себя.